Похоже, у народа кончилось терпение… Все больше людей не хотят мириться с политикой "затягивания поясов", которую навязывают им их правительства, упирая на необходимость сокращения государственных расходов, в то время как банкиры, финансисты и крупные промышленники продолжают получат сверхприбыли, огромные бонусы и дотации из госбюджетов. Свое недовольство люди выразили 15 октября в "Международный день солидарности против жадности и коррумпированности". Эта акция стала продолжением движения "Захвати Уолл-стрит!", зародившегося в интернете и получившего свое развитие на улицах Манхеттена. К чему приведут социальные протесты против богатых во всем мире и станет ли 15 октября началом отсчета нового мирового порядка, узнавал UBR.UA.
Интернет реальнее, чем жизнь
На минувших выходных мир захлестнула волна массовых протестов. В субботу, 15 октября, прошла акция "Международный день солидарности против жадности и коррумпированности", в которой приняли участие жители 950 городов 82 стран мира. В Нью-Йорке на центральную площадь Таймс-сквер вышли тысячи митингующих. В Токио в знак солидарности с американцами на улицы вышли около 200 человек. В столице Филиппин участники демонстрации провели митинг у посольства США, выразив поддержку протестующим в Нью-Йорке и осудив внешнюю политику Штатов. В австралийском Сиднее демонстранты по примеру заокеанских собратьев выдвинули лозунг "Вы не можете есть деньги", а в Риме протесты вылились в массовые беспорядки и погромы. Похожие акции прошли в Бельгии, Франции, Южной Корее.
Протестующие во всем мире выступают против безработицы, экономической политики властей и финансовых институтов, называя ее "финансовым терроризмом". А началось все с интернета, на просторах которого этим летом зародилось протестное движение "Захвати Уолл-Стрит!" Люди, недовольные экономической политикой государств и вдохновленные примером революций в арабском мире, начали объединяться под лозунгами против финансовых институтов. У протестующих не было единого руководства, и для связи между собой они использовали социальные сети (в основном Twitter). Уже через пару месяцев интернет-движение достигло глобального уровня и вышло в реал.
Но власти не стали долго церемониться с активистами нового движения. В одном только Нью-Йорке полиция арестовала более 700 человек, участвовавших в демонстрациях, а в столице Италии служителям правопорядка пришлось использовать против манифестантов водометы и слезоточивый газ. Однако это не остановило антифинансистские выступления. В помощь активистам на Манхеттене американцы жертвуют одеяла, спальные мешки, носки, туалетные принадлежности и теплую одежду. Ежедневно поступает от 100 до 400 ящиков с посылками. К месту проведения протестов доставляется горячая пища. Помимо помощи продовольствием и товарами, размер добровольных пожертвований уже превысил 230 тысяч долларов.
На фоне этого уже поползли слухи о том, что к финансированию движения "Захвати Уолл-Стрит!" приложил руку один из крупнейших в мире финансистов, обладатель двадцатимиллиардного состояния – Джордж Сорос. С обвинениями в адрес Сороса выступил представитель Консервативной партии США Раш Лимбо. "Деньги Джорджа Сороса стоят за этим", - считает он. Американские консерваторы называют протестное движение "троянским конем" секретного плана известного финансиста. Повод для подобных утверждений дал и сам Сорос, публично выразив протестующим свою поддержку. "Я могу понять их настроения", - заявил он на прошлой неделе. Однако представители финансиста опровергли обвинения и заявили, что Сорос ни прямо, ни косвенно не финансировал протестное движение на Манхеттене.
Народу "аукнулось", бизнесу – "откликнулось"
В разгар кризиса 2008 года экономисты предупреждали, что последствия финансового краха и накачивание экономик деньгами приведет к серьезным социальным последствиям. По оценкам аналитиков народное недовольство даст о себе знать примерно через два-три года, и то, что сейчас происходит на Манхэттене - прямое тому свидетельство.
"Почему люди вышли на улицы? Суть их социальных протестов заключается в том, что увеличивается разрыв между богатыми и бедными, а меры, которые были приняты правительствами для выхода из кризиса в 2008 году, не уменьшили этот разрыв, а наоборот – увеличили. За эти несколько лет бедные стали еще беднее, а богатые так и остались богатыми, а то и приумножили свое состояние. Ввиду этого рекордные бонусы на Уолл-Стрит выглядят для обычных граждан очень вызывающе", - констатировал финансист, доктор экономических наук Эрик Найман.
По мнению же политологов, проблема, с которой сегодня столкнулся мир, куда более глубокая. "Вторая волна рецессии, как и кризис в целом, был связан не только с обществом ненасытного потребления, но и (и это в первую очередь) с кризисом культуры управления. То есть те конфликты, которые сегодня происходят по всему миру, являются адекватной реакцией на существующую систему управления, которая ориентирована на получение рисковых денег банковской системы и их неконтролируемое скопление", - считает доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой политической аналитики и прогнозирования Национальной академии госуправления при Президенте Украины Сергей Телешун.
По словам аналитика, следствием кризиса системы управления является социальная деградация среднего класса, который в большинстве стран с традиционной (и не только) демократией, выступает носителем власти и традиций. "Средний класс консервативен, поэтому с одной стороны – выступает носителем традиций государства, а с другой – является предохранителем от радикальных изменений", - подчеркивает Телешун.
Однако сегодня из-за дисбаланса в государственной и экономической политике происходит сужение среднего класса во всем мире, вследствие чего молодое поколение формирует новую культуру – так называемый информационный средний класс. "Члены информационного среднего класса имеют неплохое образование и достаточные знания, но вместе с тем у них отсутствует социальный механизм интеграции в систему управления государством, в систему принятия политических решений и в систему принятия решений экономического характера", - отмечает политолог.
По его словам, сегодня представители среднего класса потеряли влияние на принятие политических решений, поэтому политико-экономический менеджмент государства оказался неадекватным современным общественным вызовам. "Общество – а точнее, средний класс – оказалось отброшенным от принятия решений по распределению ресурсов, а бизнес, руководствуясь стремлением получить максимальную прибыль, не смог предвидеть социальные последствия", - констатировал эксперт.
На пороге пропасти или новой демократии?
Сегодня все системы власти: и США, и Евросоюз, и Тунис, и Египет, и Украина, - все претерпевают процесс концентрации капитала и всех видов ресурсов в руках корпоративных групп влияния, таких как банкиры (США и Евросоюз), олигархи-промышленники (Россия, Украина, Северная Африка – Ближний Восток) и т.д. И сейчас перед политическим истеблишментом стоит вопрос: как найти "золотую середину" между социальной ответственностью, обществом и получением прибыли корпорациями. В этом контексте вспоминаются слова Джорджа Сороса и Эла Гора, которые в разное время говорили о необходимости поиска баланса между корпоративными интересами, интересами общества и государства. "А сегодня государство продало все свои права и интересы корпорациям, а общество оказалось неспособным этому помешать", - констатировал Сергей Телешун.
Поэтому в глобальной перспективе социальные протесты против богатых могут привести к изменению системы власти и появлению новой формы демократии на основе информационных технологий. "Я думаю, результатом этих протестов может быть переход к новой демократии. У Карла Поппера есть такой термин как "открытое общество", возможно, что мир придет именно к такому обществу. А основой для этого могут стать новые информационные и интернет-технологии, потому что, как известно, все эти протесты были скоординированы именно через социальные сети. То есть это новый технологический элемент нового глобального общества", - считает Эрик Найман.
Сегодня остро встала необходимость социальной реформы. Причем, по мнению экспертов, в этом нуждаются как представители так называемого цивилизованного мира, так и страны с развивающейся экономикой. По мнению Эрика Наймана, властям придется разработать и внедрить новый инструментарий по уменьшению разрыва между богатыми и бедными. "Столкнувшись с угрозой микрореволюций, власти будут вынуждены уменьшать социальный разрыв, например, увеличивая налоги для богатых и т.д.", - считает он.
Вместе с тем, Сергей Телешун предупреждает, что подобные реформы не должны быть делом бизнеса, потому что "каждый бизнесмен хоть на секунду мечтает стать монополистом, чтобы установить такие правила игры, которые дадут ему сверхприбыль". Поэтому социальным балансом должно заниматься государство. "Государство должно выступать арбитром, который контролирует исполнение социального договора между его участниками: налогоплательщиками, корпорациями и другими соцгруппами, сохраняя баланс и максимально интегрируя субъекты общества, в том числе и налогоплательщиков, в процесс принятия решений", - подчеркивает политолог.
Побунтуют и забудут?
В то же время, многие экономисты скептически оценивают шансы активистов движения "Захвати Уолл-Стрит!" что-либо изменить в мировом порядке. Так, по мнению президента Украинского аналитического центра, кандидата экономических наук Александра Охрименко, все протесты сведутся к одному – к запуску "печатного станка". "В локальном плане эти протесты закончатся тривиально: побунтуют и перестанут. Конечно, говорить будут много, но в конечном итоге правительства снова начнут массово печатать деньги и, грубо говоря, раздавать направо и налево", - считает он. Да, такие меры приведут к сильной эмиссии доллара и евро, что в свою очередь повлечет за собой еще более серьезную инфляцию. Но народные массы такие меры успокоят, так как люди всегда более спокойно реагируют на рост инфляции, чем на падение собственных доходов.
Эксперт напоминает, что вся история экономической мысли показывает один простой вывод: самый эффективный метод борьбы с экономическим кризисом – это "печатный станок". "Можно говорить много умных слов и строить всевозможные модели, но, как показывает опыт, никто ничего более эффективного пока еще не придумал за всю историю человечества", - подчеркивает Охрименко. Он приводит в пример Грецию, долговые проблемы которой решаются путем дополнительной эмиссии денег. "Все очень просто: запустите станок, напечатайте большое количество евро, обесценьте деньги, и все кредиты вскоре погасятся. Но правительства всегда колеблются: запускать или еще подождать", - говорит экономист. Он напоминает, что существует экономическая классика, где с одной стороны стоят деньги, а с другой – товар. "На основе этой базы существуют различные модели и концепции, но фактически все сводится к одному: запускать "печатный станок" или не запускать", - подчеркивает Александр Охрименко.
Вместе с тем, такой подход, по мнению эксперта, нанесет ущерб экономикам таких стран, как Украина. "Чрезмерная эмиссия доллара и евро негативно повлияет на экспорт Украины. Если будет дешеветь доллар, то украинские товары будут автоматически дорожать. Будет происходить валютное подорожание товаров, а вот долларовые сбережения людей обесценятся", - говорит он.
Поэтому, как считает Эрик Наймана Украина также имеет все шансы включиться в цепочку стран, граждане которых протестуют против социального неравенства. "По сути, протесты афганцев и чернобыльцев под стенами Верховной Рады имеют те же причины, что протесты людей в США и Европе – разрыв между богатыми и бедными. И методы решения этих проблем и у нас, и у них могут быть похожи. Но есть нюансы. На Западе уже успела сформироваться демократия, а в Украине – только отдельные элементы демократического общества. Но это будет общий тренд и для Украины, и для стран Запада", - считает он.
Что будет, если ничего не делать?
Отсутствие глобальных реформ в системе государственного управления может привести к раскручиванию и усугублению негативных тенденций, которые берут свое начало из событий последних лет. Отказ от фундаментальных политико-экономических реформ увеличивает риск возникновения новых мировых конфликтов и войн локального характера с применением современных технологий, а также дает возможность для всевозможных злоупотреблений с участием транснациональных корпораций.
"Сегодня передовая тройка стран – Евросоюз, США и Китай – должна выработать новую систему государственного управления на таких уровнях: "гражданин-общество", "гражданин-государство", "государство-общество", "государство-общество-корпорация" и "государство-государство". Если этого не произойдет, это может привести к появлению таких явлений, как транснациональная коррупция, транснациональный терроризм, техногенные катастрофы, пандемии, падение цен на основные фонды и активы, борьба за продукты и сырье", - предполагает Сергей Телешун. По его мнению, это все будет возможно потому, что страны первой десятки-двадцатки будут выживать за счет других стран – стран второго, третьего и четвертого уровня экономики. То есть, не борясь с причинами сужения среднего класса в своих странах, они будут снимать социальное напряжение за счет третьих стран. "На фоне этого стоит ожидать ухода общества в виртуальную культуру (сетевые группы и сообщества), где со временем будут возникать новые политические лидеры, интеллектуальные провайдеры и вожди социальных движений левого толка", - считает он.
Немає коментарів:
Дописати коментар