понеділок, 13 грудня 2010 р.

Админреформа: новая власть для избранных

Власть в который раз продемонстрировала молниеносность в принятие государственных решений. В ночь с 9 на 10 декабря Президент своим указом перекроил весь аппарат центральных органов исполнительной власти. С его легкой руки было сделано то, о чем помышляли, но никак не решились и Л. Кучма, и В. Ющенко. С сегодняшнего дня количество министерств сократилось с 20 до 16, упразднен ряд комитетов. Ротации произошли и в Кабинете министров. Первым вице-премьер-министром Украины назначен министр экономического развития и торговли - А.Клюев, вице-премьер-министр Украины - министр социальной политики Украины - С.Тигипко. Также в вице-премьерах В. Тихонов и Б. Колесников.

Теперь машина бюрократии должна заработать в оптимизированном, эффективном режиме. Судьба уволенных министров, и руководителей упраздненных комитетов в безопасности, они будут устроены в другие подразделения и структуры, считают эксперты. Что касается админреформы в целом, аналитики сходятся во мнении, что больше это напоминает пертурбации по распределению сфер влияния между основными провластными группами, нежели процесс продуктивной реорганизации.

Реформа или кадровые перестановки?

"То, что сделал Президент – это еще не административная реформа – это только элемент реформы. Потому что реформа подразумевает собой комплекс мер, направленных на улучшение функциональной деятельности власти в сфере публичного обслуживания граждан", - считает доктор политических наук, профессор, глава наблюдательного совета фонда "Содружество" Сергей Телешун.

По его словам, административная реформа очень нужна, однако надо понимать, для чего она делается.

"Важно то, кто будет представлять эти органы власти, формировать и реализовывать концепцию, и нести ответственность за принятые решения. По тому, кого Президент назначит на руководящие должности в новом Кабмине, можно будет сделать выводы о том, что именно мы в итоге будем иметь: перераспределение полномочий внутри власти и отдельных конкурирующих групп влияния или настоящую административную реформу", - резюмирует Телешун.

"Основная цель этой реорганизации исполнительной власти была никакая не реформа, пока ничего реформаторского мы не видим, основная цель была создание управляемого для Президента, Кабинета министров. На самом деле в этой реорганизации исполнительной власти, выделены жирные министерства, у которых большой коррупционный потенциал и выделены три основные мега министерства. Это министерство Колесникова, которое будет заниматься чемпионатом, это министерство Клюева, которое будет распределять бюджет и, наконец, министерство Бойко, которое будет заниматься энергоресурсами. Все остальные министерства, становятся министерствами второго сорта, независимо от того, кто их возглавляет. В этих министерствах, человек может обладать высоким званием, большим статусом, допустим вице-премьер Тигипко, но полномочия его очень ограниченные. Или наоборот, можно обладать высоким званием, как допустим, Тихонов, те министерства, что ему отданы, нуждаются в больших бюджетных средствах, инвестициях и коренной перестройке, что невозможно при таком распределении власти и собственности. Наконец, маленький министр Табачник, сконцентрировал свою власть и имеет под собой сразу пять министерств и ведомств", - рассказал директор социологической службы "Украинский барометр" Виктор Небоженко.

"Пока я вижу реформаторство, только в одном, что Президент становится действующим премьер-министром, и выделяется могучая кучка из пяти ведущих политиков – Президент, Премьер-министр, который организовывает работу Кабмина, и три ведущих министра: Колесников, Бойко и Клюев. Вот эти пять человек и будут составлять иерархию Кабинета министров, а все остальные министерства и ведомства, будут вторичными, находясь на периферии интересов", - резюмировал В. Небоженко.

Группы влияния в борьбе за власть или чьи цели окажутся дальновидней

"Цель сокращения количества министерств, укрупнения и сокращения чиновников, это правильная цель. Она декларировалась всеми президентами, начиная от Кучмы и Ющенко. Вопрос состоит в чем, первое – административная реформа, то есть сокращение, укрупнение министерств не будет эффективной, если не будет борьбы с коррупцией. Условно говоря, укрепили Минтопэнерго, у руля которого остался Бойко. Бойко это "РосУкрЭнерго", а это Д. Фирташ. Кто кого контролирует? Государство "РосУкрЭнерго" или "РосУкрЭнерго" продолжает контролировать государственный сектор? В данном случае укрепление министерств дает только больше полномочий тому же Бойко", - сообщает научный директор Школы политической аналитики НАУКМА, профессор политологии Алексей Гарань.

"Пока в Кабинете министров знакомые все лица, реформы в полном понимании этого слова не произошло. Потому что реформа подразумевает новые функции, новые задачи и новых людей. А пока мы можем говорить только о группах интересов, так как все знаковые личности в Кабмине остались", - считает Телешун.

По его мнению, в новом составе правительства усилилось влияние вице-премьера Бориса Колесникова, который ранее опекался только инфраструктурой Евро-2012 года, а сегодня отвечает за всю инфраструктуру страны. Кроме того неожиданным стало сохранение вице-премьерского кресла за Сергеем Тигипко.

"Тигипко бросили на самые неблагодарные – социальные вопросы. Это немного удивительно, потому что после скандала с Налоговым кодексом, он был первых на выход из Кабмина. Но, очевидно, его готовят под другие реформы, как громоотвод", - считает Сергей Телешун.

Кроме того, по мнению политолога, Андрея Клюева также неслучайно оставили первым вице-премьер министром.

"Вообще все три вице-премьера, Клюев, Тигипко и Колесников, хоть и ведут каждый свое направление, имеют шансы в будущем занять кресло главы правительства. Фактически они дышат в затылок Азарову", - уверен Телешун.

"Несмотря на то, что лица в Кабмине остались те же, кадровые перестановки на самом деле оказались знаковыми. То, что Сергея Тигипко бросили на социальную политику означает, что его назначили "козлом отпущения" за все непопулярные в народе реформы. Это не может не бросаться в глаза. В то же время можно заметить явное усиление позиций Андрея Клюева и Бориса Колесникова. А вот Азарова пока смещать не будут", - полагает Владимир Фесенко директор центра политического анализа "Пента".

"Если бы Президент хотел убрать Азарова, то он как раз сейчас бы мог это и сделать. Но надо понимать, что отставив старого премьера, нового придется назначать через Верховную Раду. Но, несмотря на то, что в парламенте сейчас сформировано пропрезидентское большинство, голосование по назначению нового главы правительства может пройти по неожиданному сценарию. Скажем, если будет подаваться кандидат от Партии регионов – скорее всего проблем не будет, но уже с другими кандидатами, например, с Тигипко могут возникнуть заминки", - добавил он.

"Азарова не снимут, так как он – олицетворение баланса между группировками внутри Партии регионов. Поэтому убрать Азарова – значит разрушить систему сдержек и противовесов", - подытожил В. Фесенко.

Уволенным чиновникам биржа труда не светит

"Что в этой истории пока плохо? Пока плохо то, что полностью загнали в угол науку, национальную безопасность. Большие деньги и большие возможности отделили от всех остальных структурных подразделений Кабмина. Но это хотя бы честно, ясно кто распределяет деньги, где высокий коррупционный потенциал, а кто будет просто функционировать. Создается два вида министерств – министерство сверх богатых и высшего сорта, и второсортные министерства", - считает директор социологической службы "Украинский барометр" Виктор Небоженко.

По его мнению, уволенные министры никуда не пропадут, они пойдут либо замами министров, либо в подразделения Кабмина, которые будут называться службами, инспекциями, агентствами и т.д.

"Люди, в общем-то, не пропадут, они просто потеряют свой статус, но расставаться с ними никто не будет. Главное, что поменялась главная структура, Кабмин разделился на сверх богатых и остальных по остаточному принципу", - подытожил В. Небоженко.

По словам А. Гараня как будет происходить сокращение чиновников в самих министерствах, широко задекларировано. Но останутся работать профессионалы или станут подбирать людей по "клановому" признаку, пока ответа на эти вопросы нет.

Немає коментарів: