середу, 3 березня 2010 р.

С.А. Телешун Энергетическая безопасность как составляющая политики Украины


Рекомендована действительным членом МАИ ВШАМ. Леусским

Экономический кризис заставил по новому взглянуть на проблемы энергетики, уже не как базово организующей отрасли, а как отрасли реформирующей всю структуру экономики. Нарушение баланса между монетарной и промышленной составляющими, умноженной на человеческий порок -- безмерного корыстолюбия привели к экономическому упадку. Первичным товаром энергетики становится не углеродное сырье, а информация и интеллект, идущие впереди добычи и поставок этого стратегического продукта.

Если рассматривать такое явление, как Энергетика XXI века в комплексе человеческого бытия, то всегда возникают вопросы о трех составляющих его развития: экономической, политической и экологической формирующих новый миропорядок. И кто быстрее сможет эффективно решить эти вопросы, тот сможет доминировать в мировом политико-экономическом пространстве на ближайшие 60 -- 100 лет. Для большинства стран главным вопросом в реализации национальных интересов является энергетическая безопасность во всех ее проявлениях. Он связан не просто с энергетикой, а с эффективным использованием энергоресурсов, а также их диверсификации в контексте мировой экономики. Прежде всего, для нас остается важным то, какое отношение сформировалось в мире к Украине в данном вопросе, так как в сфере интеллектуальной и информационной конкуренции, при всех ее возможностях, Украина занимает, к сожалению не лидирующие позиции. Почему? Вопрос другой статьи.

Негативным является тот факт, что проблемы украинского ТЭК, как тран-зитера, производителя и также потребителя газа более ретранслируется другими государствами. В этом случае, особенно бросается в глаза не внятная позиция украинского политико-экономического бомонда, который выводит данный вопрос в закрытую сферу политико-экономических отношений, ослабляет позицию украинского государства на межгосударственных переговорах, то есть коммерческая составляющая подменяется политической и наоборот. Дело в том, что энергетическая проблематика в Украине тесно сплетена в политико-корпоративном клубке коммерческих интересов.

Собственную позицию занимают страны -- союзницы Украины (в данном случае Британия, а также США, которые не зависят от энергетических поставок с России), суть этой позиции концептуально заключается в том, что мировые цены на энергоносители должны совпадать с мировыми ценами на транзит. Вместе с тем представители этих стран обращают внимание на неэффективность публичного управления со стороны украинских властей. Однако, в контексте новой политики США по отношению к России, эта позиция подается аккуратно и сдержано. Страны же Старой Европы -- Франция, Германия, Италия и др. акцентируют внимание мировой общественности на диверсификации поставок энергоносителей и их транзита, а также создание новых схем сотрудничества с российским монополистом в энергетической сфере. Главный приоритет для этих стран -- реализация национальных энергетических интересов в контексте Европейского экономического пространства. В этих условиях российский политико-экономический и научный истеблишмент готов сотрудничать в новом формате, но исходя из собственного видения реализации Энергетической Хартии.

Хотелось бы отметить, что в новых геополитических условиях, партнеры и конкуренты стараются избегать жесткой риторики и конфронтации, никто пока не пойдет на жесткое обострение с Россией, как крупнейшим поставщиком энергоресурсов, к числу которых также относятся Алжир, Катар и т.д. В той же мере это касается и России, которой не нужны новые проблемы в условиях экономического кризиса и реформирования собственной Энергетической программы. По мнению британского эксперта Джеймса Шерра можно говорить о том, что проблема украинского ТЭК связана еще и с неэффективностью государственного управления, как в этой отрасли, так и во многих других. То есть, с одной стороны Украина ищет свой формат энергетической безопасности, а с другой стороны, по мнению европейских партнеров, не может консолидировано, эффективно отстоять свою позицию на мировой арене. Большинство же европейских стран акцентируют внимание на внутренних энергетических реформах и стабильном транзите энергоносителей, а для этого предлагается создание новых обходных маршрутов. Следует также учитывать сильное влияние в Европе Газпрома и его афеллированных компаний, которые имеют дочерние предприятия и ведут активную энергетическую и не только политику. Подчеркиваем, что такие страны, как Франция, Италия, Германия осторожно относятся к Украине, как необязательному поставщику энергоресурсов, которые существенно влияют на экономическую и политическую безопасность, особенно в контексте выборов и развития экономики в условиях кризиса. Украина же, в свою очередь, должна четко сформулировать свои приоритеты и определиться с эффективным использованием собственного энергетического потенциала. Если говорить об энергетике в целом, то выход из кризиса может быть как за счет внешних инвестиций, так и за счет внутренних ресурсов. Те энергетические программы, которые существуют -Европейская Энергетическая Хартия (которую, к слову, не подписала Россия, а предложила свою Энергетическую программу), прежде всего, может свидетельствовать об одном: страны-транзитеры, поставщики и потребители энергосырья, независимо от его вида, ищут: а) единый формат отношений; б) прозрачность рынка; в) возможность диверсифицировать поставки конкретной продукции и в связи с этим эффективно реформировать экономику, сделать ее менее энергоемкой, но более эффективной и прозрачной.

Россия, по мнению экспертов, параллельно с реализацией отдельных положений Европейской Хартии, активно лоббирует создание, с центром в Катаре, нового координационного центра газового рынка. Позиция России в этом отношении достаточно логична, выход из зависимости третьих стран при помощи Китая как главного потребителя энергоносителей и неофициальном доминировании на новых -- старых ранках добычи и потребления углеродов. Россия также заинтересована в долговременной монополизации регионального рынка газа на постсоветском пространстве, тем самым на ближайшие 10 -- 20 лет выступая перед миром как «генеральный продавец» энергосырья.

Для того чтобы реализовать Энергетическую Хартию Украине, необходима, прежде всего, эффективная технология аналитического сопровождения этого проекта, единые правовые правила игры на энергетическом рынке, отработка технологий и механизма реализации, концентрация кадровых, интеллектуальных, информационных, финансовых и других ресурсов. Угрозы, по оценкам Международного экспертного агентства, западных и украинских специалистов в этой сфере для Украины связаны, прежде всего, со следующими факторами:

- Низкой эффективностью энергопотребления. Исходя из этого, возникает вопрос: «Как создать приоритетный механизм реформы экономики и экономической безопасности за счет энергосбережений»? Проблема не в цене, а в том, сколько используется относительно дешевой энергии на украинских базовых предприятиях, которые являются главными потребителями газа, а не население, которое исправно платит.
- Отсутствием действенного системного механизма нейтрализации высоких цен на углероды в энергосистеме. Дело в том, что проблема возникает не в цене, а в том, как мы можем влиять на ее формирование. Если у нас отсутствует механизм влияния на ценообразование, мы являемся потребителями. Мы принимаем ее с целью сохранения социальной, политической и экономической стабильности. И это уже не безопасность, а энергетическая зависимость.
- Низкой инвестиционной привлекательностью энергосистемы страны, то есть в данном контексте мы говорим о тарифах, но не говорим о технологиях, которые фактически на сегодняшний день могут быть конкурентными -- это ядерное топливо, газ, нефть, альтернативные источники энергии.
- Недостаточной прозрачностью энергетического комплекса и отсутствием правовых рамок, а также рыночных отношений на энергетическом рынке. На сегодняшний день, те, кто курирует отрасль, зачастую формируют цену в Украине, исходя из собственных представлений и методик, которые попадают под влияние политической и корпоративной целесообразности.
- Заполитизированностью и корпоративной коррупционностью газовых отношений в системе публичного управления между Украиной и Россией. На сегодняшний день, кандидаты в Президенты и те 52 семьи, которые по оценкам известных украинских политиков и экспертов, контролируют более 82% украинской экономики, создали свой капитал в значительной мере на газовом рынке, имея доступ к продаже газа, а это проблема как потребителя, так транзитера и поставщика. Коррупция не может быть односторонней.

Расширение использования восстанавливаемых источников энергии, качественное уменьшение энергетической зависимости Украины за счет диверсификации поставок газа и других углеводов и влияние на ценовую политику стоимости энергоресурсов и их транзита.
Необходима модернизация энергетических систем и повышение стойкости их функционирования на основе новых технологий. На примере Саяно-Шушинской ГЭС, можно говорить о том, что проблемы есть не только в энергетике, но и в ее безопасности.

Решение этих вопросов лежит в сфере внутренней политики:

- В значительной мере за счет разработки внутренних ресурсов ряда регионов Украины. -- Разработки новых национальных энергетических комплексов, которые смогли бы обеспечивать стабильную социальную жизнедеятельность украинцев.
- Повышения системы публичного управления ТЭК, при условиях стабильной политико-экономической системы и ее прозрачности.

Во внешней политике необходимо:
- Участвовать, как производитель, транзитер и покупатель ТЭР в формировании правовых норм, прозрачных и конкурентных правил рынках энергоносителей.
- Повышать эффективность использования энергоресурсов и рационализации топливно-энергетического комплекса.
- Расширять стратегические запасы энергоносителей, как одно из противодействий ценовой политики со стороны стран-поставщиц.
- Участвовать в поэтапной реализации Энергетической Хартии.
- Диверсификация не только источников поставки энергоресурсов, а и альтернативных видов топлива и восстанавливаемых источников энергии.
- Концентрация и эффективное использование внутренних финансовых ресурсов и инвестиционной помощи.
- Повышать энергетическую эффективность и использовать альтернативные источники топлива. Украина может использовать 60% альтернативного топлива, на сегодня это показатель не превышает 0.2%.
- Снижать энергоемкость.
- Интеграция украинского энергорынка в европейский.
- Переход на рыночное регулирование, либерализацию и открытие энергетического рынка, что требует, по крайней мере, 10 лет.
- Усилить роль ядерною энергетики и переориентация ее на европейские стандарты. В данном случае активизация деятельности на предприятии НАЭК «Энергоатом», для того, чтобы уровень безопасности ядерных установок отвечал европейским требованиям безопасности.

Как заключение, хотелось бы отметить, что украинский ТЭК нуждается в реструктуризации и модернизации; энергетический рынок должен быть сформирован и постепенно либерализован. Осуществление реформирования требует значительных финансовых ресурсов, новых технологий, организационных изменений. В принципе, украинский ТЭК остается конкурентоспособным, вопрос в том: «на что работает эта конкурентоспособность?» Здесь можно привести пример Германии, где федеральный министр иностранных дел Франк-Вальтер Штайнмайер написал: «Для XXI века мир и глобальная безопасность, так же как и климатическая безопасность, будут сложным образом связаны с энергетической безопасностью». Суть его заключается в следующем: сокращение общего потребления энергии, благодаря строгому режиму экономии и мерам энергоэффективности; сокращение доли атомной энергии в общем энергетическом балансе с дальнейшим выведением АЭС из эксплуатации, в Украине же мы можем говорить о приведении АЭС до уровня европейских; поддержка роли возобновляемых источников энергии, речь идет о гидроэнергетике, ветровых, солнечных систем, биоресурсов и т.д. И последнее, борьба с климатическими изменениями, контроль над экологией. Необходимо выработать консенсус между населением и политико-экономической элитой относительно контроля, как за экологией, так и за энергетической безопасностью.

С.А. Телешун

Энергетическая безопасность как составляющая внутренней и внешней политики Украины

Рассмотрены отношения Украины, России и ЕС касательно производства, потребления и транспортировки энергоресурсов. Перечислены факторы, негативно сказывающиеся на этих отношениях. Предложены пути решения проблем, упомянутых в статье.

S.A. Teleshun

Energy security as a component of Ukrainian internal and foreign policy

The article regards the urgent issues of relations between Ukraine, Russia and EU in the field of production, consumption and transportation of energy resources. The factors of negative influence on these relations are enumerated. The ways of solution are suggested.

1 коментар:

Анонім сказав...

buy tramadol 100mg buy tramadol 100mg - tramadol for dogs dosage by weight