Коррупция является существенной составляющей украинского общества и украинских реформ. Впрочем, коррупция не является традиционным преступлением, а является прежде всего социальным, политическим, и экономическим феноменом, который проявляет себя в конкретных преступных акциях и деяниях, за которые как в национальном законодательстве так и в международном праве предусмотрена криминальная ответственность.
Коррупция в таких переходных обществах, как Украина – становится важным инструментом формирования базового капитала, его легализацию государственной бюрократией, политическим и экономическим истеблишментом. Коррупция в Украине имеет горизонтальную, так и вертикальную коррупционную составляющую пронизывающую все сферы общественной жизни. В связи с чем, декларируемые властью антикоррупционные реформы не будут иметь успеха, если не будет в целом пересмотрена концепция подхода к проблематике данного вопроса.
"Любая реформа, а тем более реформы, которые проводятся в Украине должны подразумевать качественные изменение системы управления сориентированные на предоставление государством публичных услуг – гражданам налогоплательщикам, которые и есть фундаментом стабильности властных институтов". - говорит доктор политических наук, профессор, глава наблюдательного совета фонда "Содружество" Сергей Телешун.
" В свое время я готовил ряд материалов по коррупционной тематике для европейского экспертного и политического сообщества и пришел вместе с коллегами к выводу, что коррупция, как и транснациональная преступность становится самостоятельной угрозой в системе геополитических рисков для подавл! яющего большинства стран на ближайшие пять лет.. Исходя из этого, первый вывод – смогут ли предлагаемые реформы, о которых сейчас достаточно много говориться, снизить уровень коррупции до уровня при котором институты власти смогут сформировать новые нормы правовой , политической и экономической культуры. Когда коррупция станет лишь элементом общества, а не его составляющей. Сегодня коррупция это яркая, но емкая характеристика украинского общества", - сообщает С. Телешун.
По его словам, коррупция в сфере ! государственного управления и политики страшна не только как средство самоуничтожения эффективной государственной власти как таковой, но и средство дискредитации представительской формы демократии в частности. Коррупционные деяния позволяют государственным должностным лицам, политическим и общественным деятелям использовать предоставленные права и властные полномочия в целях как личного обогащения так и удовлетворять корпоративные и клановые интересы политико – экономических групп влияния. Коррупция не есть самостоятельным составом преступления. Составляющими украинской коррупции может быть взяточничество, злоупотребл! ение служебным положением, предоставление специальных услуг, протекционизм в продвижении тех или иных проектов и товаров, льготы, НДС, тарифы, кредитование, упрощенный доступ к финансовым и материальным ресурсам, непрозрачное финансирование общественно – политических проектов, кадровый лоббизм на основе личной или же корпоративной преданности и т.д. и т.п. Но вместе с тем коррупция в Украине , на определенном этапе ,сыграла и позитивную роль и как одного из инструментов создания национального капитала, и как неформального "стабилизационного фонда" при нефункциональных институтах государственной власти в условиях кризиса, не дав возможность последнему полностью "доконать" это государство.
"Но вопрос несколько в другом. Как мы понимаем коррупцию, и как мы с ней боремся. Коррупция , как мы говорили ,имеет вертикальные и горизонтальные характеристики, при которых одни лишь карательные методы не могут решить вопросы социально – экономического и политического характера и способствуют ее перерождению в новые формы и виды. Кроме того коррупция очень легко интегрируется во власть, способствуя ее централизации. Это когда коррупция сосредотачивается только в высших эшелонах власти, я её называю "корпоративная коррупция власти". То есть 3-6 групп, которые имеют доступ к основным финансовым, административным и т.д. ресурсам, фактически контролируют базовые процессы происходящие в государстве, определяя его политический курс. Поэтому перед государственным истеблишментом ! остро стоит вопрос системного подхода к таким не менее системным явлениям - подчеркнул профессор.
"Там где есть ограниченный доступ к различным ресурсам, при отсутствии прозрачных и внятных правил - там присутствует системная коррупция . Говорить о том что украинские граждане имеют открытый и равный доступ к базовым ценностям и механизмам их реализации – смешно, а значит почва для коррупционных деяний в Украине присутствует. Очень важно понять , что с коррупцией следует бороться на этапе прогнозирования и моделирования коррупционных угроз во всех сферах общественного бытия, подготавливая как институты власти и общество к возникновению новых социально-экономических реалий так и формированию нового правового антикоррупционного поля. У нас 95% органов карательных и 5% (в лучшем случае) прогнозирующих возможные угрозы, а карательные органы зачастую становятся ретрансляторами коррупции. То есть лучше проводить профилактические меры, чем потом титанически бороться с коррупционной схемой которая приносит прибыль. А значит ее надо сделать легальной и прозрачной обеспечив ее нормативным сопровождением. Легализованной коррупции нет – это уже оплаченные налоги" -. объясняет профессор С. Телешун.
Эксперт отмечает, что меньше всего коррупции в диктаторских или авторитарных государствах. Там коррупция вертикальна, одна корпоративная группа влияния, которая находится при власти и говорит куда и что "сдавать", а то, что ниже жестко контролирует. Исходя из этого, в значительной мере борьба с коррупцией – это не только явление экономическое, это явление – политическое , способное определить функциональные перспективы власти, искренность лидеров и их команд а также демократическое будущее государства. "Лучший способ борьбы с коррупцией – её ле! гализирование. И доступ к ресурсам на общих основаниях и правилах", - резюмировал С. Телешун.
Напомним, В Министерстве юстиции считают, что Верховная Рада до конца 2010 года примет изменения к антикоррупционным законам. Об этом на пресс-конференции заявил министр юстиции Александр Лавринович, добавив, что эти законы уже дорабатываются в ведомстве.
"Надеюсь, что парламентарии это сделают быстро", - сказал министр.
При этом Лавринович отметил, что в случае, если изменения не будут приняты до 31 декабря этого года, то с 1 января следующего года вступят в действие законопроекты, которые были приняты с большими ошибками.
Как сообщалось, 4 декабря в СМИ появилась информация, что Минюст блокирует доработку антикоррупционного пакета по сугубо политическим соображениям.
В свою очередь заместитель министра юстиции Лидия Горбунова заявила, что антикоррупционные законы уже разработаны Министерством юстиции, прошли правовую экспертизу, и они готовы для рассмотрения в Верховной Раде
Немає коментарів:
Дописати коментар