Фаур Тимур, Inpress.ua
Телешун Сергей Александрович
Доктор политических
наук, профессор. Политический эксперт. Заслуженный деятель науки и техники
Украины. Заведующий кафедрой политической аналитики и прогнозирования, директор
Института государственной службы и
органов местного самоуправления Национальной Академии государственного управления
при Президенте Украины.
«Сегодня
есть элементы гражданского конфликта, предреволюционной ситуации и даже войны»
Вопрос:Сергей Александрович, насколько
в Украине сегодня актуальной остается проблема радикализма?
Ответ:
Во-первых, для того, чтобы четко ответить на этот
вопрос, необходимо определиться в дефинициях, которые дают возможность понять,
что такое радикализм и чем он отличается от экстремизма и терроризма. В частности, радикализм происходит от слова
«корень», а это значит, что носители
этого политического течения в той или иной мере склонны к решительным
мерам и крайним политическим решениям во имя реализации собственных
принципов и идеалов. То есть, прежде всего, мы говорим о том, что на
сегодняшний день в Украине есть
социальный заказ на политические идеи и действия направленные на решительное то
есть «коренное» изменения существующих институтов власти и гражданского общества, которые, поихмнению
неспособны адекватно реагировать на угрозы социального, гуманитарного и
политического характера. Кроме того радикализм проявляется в ключевые кризисные периоды истории, когда социальная структура
общества деградирует, а политико-экономический истеблишмент
становится неэффективным и социально безответственным. Социальное раздражение подавляющего большинства украинских граждан
так называемой - политической элитой,
независимо от ее идеологической окраски,
приобретает такой массовый характер, что ставит под сомнение существующий
социальный договор, политические
традиции и институты государственной власти , а также старого уклада жизни.Потребность в «революции», «низвержении» и «перезагрузки»
всего, что оказалось неспособным слышать и реагировать рождает радикалов, а они
гражданский конфликт, который ставит под сомнение легитимность
неэффективных институтов государства.
Вопрос: Скажите, какие сегодня
существуют формы радикализма?
Ответ:
Разные. Это: идеологические и
культурологические течения; политические
партии; общественные организации и
движения, которые реализуют себя как в сфере,так называемых «адвокатских услуг», так и в сфере «сервисной помощи». Речь идёт о
формировании параллельных структур власти и нового социального лифта способного
в лице радикалов стать посредником между «своими» и « чужими» .То есть: властью
- оппозицией, государством – гражданским обществом – человеком, корпорацией –
физическим лицом и т.п.. Технологии достижения поставленных целей радикалами делают их «революционерами»,«экстремистами
» или же «террористами».
Зачастую это студенты, продвинутые
рабочие, то есть люди со средним
специальным и высшим образованием, до 35 лет, часто не семейные. Часто к ним
присоединяются люди среднего и старшего поколения, которые имея уже сложившийся
жизненный опыт, надеются быть полезными обществу. Часто они чувствуют себя не
нужными, ищут где можно реализовать свой потенциал. Они ещё хотят сказать своё
слово и быть услышанными, не зависимо от
формы выступления..
Так вот, первое - есть потребность
общества в радикализме как ответ на неэффективное управление и отсутствие
социального лифта.
Второе
- работа специальных служб, зачастую, когда спецслужбы не хотят работать, а
политики выполнять грязную работу, они используют радикальные организации как
средство влияния. В свое время это были Приднестровье, Чечня, Грузия, Абхазия,
другие горячие точки по периметру Украины.
Третье - инструмент влияния основных финансово – политических
групп, которые через финансовые и информационные каналы поддерживают радикалов
защищая свои корпоративные интересы.
Четвёртое - партийные сателлиты в виде
военно-патриотических, спортивных и культурологических организаций. Они их
финансируют, они этих людей забирают
потом по партийным спискам, прикрывают, оказывают медицинскую и финансовую
помощь.
Пятое- «административные проекты» -
«радикалы под ситуацию», так называемые «титушки».
Хотя,
я бы на сегодняшний день не говорил о «титушках»,
как единственной силе со стороны власти
, потому что если раньше это были наемные отряды «заробитчан», то сегодня радикальную нишу «антимайдана» пытаются
занять организации типа «Оплот» и ему
подобных.
Еще раз подчеркиваю, сегодня возникает
антирадикальный «майдан» не потому, что они хотят защищать власть, а потому,
что выступают как средство антидавления. Любое давление рождает антидавление среди
молодежи и политических сил различного спектра. И последнее - это так
называемый внешний фактор, о котором скажем ниже.
Зачастую
живительной средой для радикалов есть
интеллигенция, прежде всего социально
нереализованный средний класс, который в
условиях социальных потрясений и экспериментов чувствует себя выброшенным
из процесса управления обществом и государством. Они сильно раздражены и готовы к формату
жесткого и быстрого ответа на простые. но не решённые вопросы. Их раздражают
прописные кумиры из власти и оппозиции, они не верят в слова, они ждут
поступков. Это люди достаточно образованы,
относительно социально стабильны, среднего возраста,ориентируются на молодежь
до тридцати лет,, разочарованы и не собираются долго ожидать ответов от других,
имеют собственную точку зрения на события в Украине и за рубежом . Готовына самопожертвование
и зачастую противостоят эволюционному пути развития, будучи уверенными, что по
«дороге политических реформ их снова кинут». Фамилия тех , кто это сделает -
роли не играет.
Вопрос: Как Европа решала эту
проблему, ведь там, этот вопрос был намного острее, чем сейчас в Украине?
Ответ:Что
же касается вашего вопроса то там несколько иная ситуация. В Европе радикализм
зачастую замешан на национально-освободительной борьбе с разными видами
политических составляющих. Как пример ИРА — Ирландская республиканская армия и ШинФейн,
баскские организации и так далее. Вместе
с тем там достаточно активно действуют и радикальные организации социально –
политической направленности . Особенно
сильны они во Франции, Германии, Греции, Британии, Испании, Италии и так далее. Это организации анархо-синдикалистского
толка, левацкие и праворадикальные
экстремисты, «боевые автономные группы самообороны», спортивные ультрас ,
этнические и религиозные группы влияния и т.д.
В Украине это явления в стадии развития.
Но, тем не менее, процесс подходит к моменту формирования «политической
самостоятельности» радикалов. Они
сегодня воспринимают лидеров
«формальной» оппозиции, как ситуативных
союзников.
Второе. Радикальная оппозиция в лице
молодежи и среднего поколения, склонны к формированию собственных политических сил и институтов власти и третье
— радикалы сегодня ищут формат идеологии, независимо, будет ли она левой или
правой, способной реализовать и
достаточно быстро, политическую агрессию и решительность в политический
капитал. В частности, мы можем говорить о «Правом секторе»,»Тризебе»,
«Унсовцах» «афганцах», «чернобыльцах»,
«силовиках», спортивных ультрас и
так далее. Прежде всего мы подчёркиваем, что в Украине радикальное движение возникло прежде
всего, как реакция части населения, в частности, интеллигенции на отсутствие
реальных механизмов влияния на принятия идеологических, политических,
экономических решений в сфере государственного управления. Они почувствовали себя лишними на
чужом празднике жизни, они хотят быть нужными и услышанными как властью
так и оппозицией. Они уже не «электоральная биомасса», они субъект
украинской политики.
«Радикал сегодня
более близки к народу, нежели лидеры оппозиции и власти».
Вопрос: Готова ли
парламентская оппозиция использовать радикализм как политический инструмент?
Ответ:
Оппозиция не готова управлять радикализмом, она подстраивается под радикалов,
но не управляет ими. Отсюда вывод. Первый.
Те уступки, те переговорные процессы, которые происходят в Украине, не являются
полностью легитимными, ибо не имеют поддержки большинства. Они могут создать
только площадку для политических коммуникаций. Второе. Радикалы не принимают
участие напрямую в контактах с властью, а значит, они оставляют за собой
абсолютное право на действие в различной форме. И в-третьих, власть как и
оппозиция, возможно пытается влиять на радикалов через посредников. Речь может
идти о отдельных бизнес структурах,
спецслужбах, иностранных агентах, политических партиях , общественных
организациях . Вопрос находится в
плоскости эффективности этих контактов, как технологий влияния ключевых политических
игроков на политический процесс.
Реализуется радикализм в Украине в различных формах — от экстремистских организаций, боевых
групп в виде отрядов самообороны до политических структур, в виде политических
организаций для участия в выборах.
Вопрос:Скажите можно ли сейчас
говорить, что в Украине наблюдается общеевропейская тенденция возрастания
популярности правых партий?
Ответ:Нет.
Сегодня происходит радикализация политического движения вообще, независимо от
того «правые они или левые». Агрессия человеческого индивидуума при современных
технологиях двадцать первого века
приобретает планетарный масштаб. Мы
можем говорить о популярности радикальных движений на трансатлантическом
пространстве включая страны «золотого миллиарда»: США, Европу, Азию. Мы с уверенностью можем
говорить о возникновении новых
управленческих реалий и социогуманитарных вызовах. Любую власть в
демократическом обществе не любят, но горе той власти , которая не способна
объяснить собственному гражданину свои шаги в области политики и не указать на
его приватные интересы в программах , которые эта власть и реализует на
практике .Радикалы хотят, как мы с вами определили, очень быстро и кардинально изменить мир.. Есть два варианта решения , первый – авторитарный второй солидарный, но
все они базируются на эффективности, креативности и социальной ответственности
основных политических и экономических игроков. К слову украинские радикалы, по свидетельству зарубежных коллег,
могут стать существенным катализатором для европейцев.
Украинцы поставили на повестку дня вопросы социального,
гуманитарного характера в контексте современных требований к правам человека, которые, по мнению части европейских
экспертов потеряли своё истинное
звучание. Обратите внимание защита
национальной, гуманитарной, социальной идентичности сегодня громче и громче звучат в странах Евросоюза.
Вопрос: Если говорить о
государственной идеологии и радикализме, можно ли сделать вывод, что радикализм
возник по причине отсутствия государственной идеологии в Украине?
Ответ:
Нет, радикализм — это глубокая
социальная обида и раздражение, это нереализованность больших социальных групп.
Обратите внимание, что гражданские войны, конфликты возникают тогда, когда есть потребность у граждан быть услышанными и когда существующие
институты государственной власти являются неэффективными. Восстания и революционные события происходят в период определенного социального
подъема.Когда у части населения есть
возможность оглянуться на свою историю, проанализировать своё бытиё и оценить
свои социальные перспективы.В первой части я с вами согласен –
неэффективное социальное управление. Социальная ответственность власти,
корпораций и общества перед индивидуумом. Особенно индивидуумом образованным и
молодым, нереализованным.
Вопрос:Бездействие порождает
радикализм. История наглядно нам показала это в 1933 году в Германии. Что
должна сегодня власть предпринять, чтобы минимизировать влияние радикалов на
политическую систему страны?
Ответ:
Первое, эффективное управление. Второе, эффективная коммуникация. Третье,
увеличение роли интеллектуалов в принятии решений. . Четвертое, — возможность
прогнозировать последствия принятых решений.
То есть эффективная политика теперь
строиться не по принципу демократического централизма, когда большинство
управляет меньшинством или меньшинство навязывает волю большинству, а по
принципу социальной ответственности в процессе реализации коллективных
интересов с чётко определенными конечными пользователями и группами мишеней. Я бы говорил не о
пирамидальном управлении, а о так
называемом конусном или консенсусом управлении, способном интегрировать каждого гражданина в функциональный процесс принятия
решений. «Социальный котёл» человеческого бытия должен
иметь свой клапан выпуска пара в виде «социального
лифта» общего пользования. Когда этого
нет, пар вырывается там где «тонко» -
власть, правоохранительная и судебная система. Это формула радикализма.
Мы понимаем, что все не могут иметь
равный доступ к тому, что ограничено. Но иллюзия действенности этого механизмы и надежда на возможную справедливость должна
существовать и поддерживать стабильность
институтов государственной власти и
политического режима. Неверие и неуважение со стороны собственных граждан
убивает легитимность любой власти и спасение только в механизмах политического
доверия и нового социального договора, не путать с конституцией.
«Радикализм
– показатель нездоровой системы управления»
Вопрос:Скажите, о люстрации
украинской политической элиты было многое сказано на протяжении 23-х лет.
Скажите, может радикализм — это ответ народа на очищение украинской власти как
олигархов и воров?
Ответ:Прежде
всего люстрация собственного достоинства, когда есть потребность научится
уважать себя и других не с позиции денег и силы, а с позиции твоей полезности ,
эффективности , ума и адекватности. Главное выдавить с себя не только раба , но
и жлоба. Необходимо научится уважать не
только нации и государства, но и отдельного человека, не путать с эрзац человеком в виде
«кресла», «кошелька» и «телеголовы». Радикализм
– это не только отсутствие денег и хлеба
это тотальное неуважение к тому с чего нельзя получить
прибыль. Есть потребность воспринимать человека не только как инструмент
для получения прибыли, а, прежде всего как партнера в социальном диалоге и
мироустройстве. Ибо власть и
политическая элита должна выполнять сервисную функцию, а не выращивать вождей,
героев ведущих общество на бойню. Любая жертва есть платой за прогресс
большинства, а не комфорт меньшинства в какие тоги благоденствия
они не рядилось.
Когда-то Президенту США Ф.Рузвельту задали вопрос, о
возможности революции в Америке? На что он ответил, что в Америке не может быть
революции по двум причинам: потому что каждый может себе позволить на Рождество
купить индейку и заказать яблочный пирог. Возможно не все поймут сентенцию начала ХХ века, но в этой фразе присутствует
скрытый смысл : если я имею возможность жить как большинство и моя мечта имеет перспективу быть реализованной я буду поддерживать этот
уклад жизни эти институты власти и эту страну которая мне это гарантирует.
Стоит ли говорить , что в двадцать первом веке такой набор требований окажется
ограниченным, но смысл в том, что «УКРАИНСКИЙ ПРОЭКТ» должен стать конкурентным и востребованным для миллионов граждан, которые
своё будущее и будущее своих детей связывают с ним Украина нужна прежде всего нам, а потом им ….
Вопрос: Скажите, вот сегодня
уместно ли говорить о каком-то тождестве в Украине национализма и радикализма?
Ответ:Сегодня
украинский политический класс действует в форматере «страха», как инструмента
тотальной победы. Уверенность в том что страх поможет власти и оппозиции
оказаться на политическом олимпе, заставляет их сжигать мосты и максимально
радикализировать свои действия . А это значит, что мы уже находимся я в состоянии
латентной гражданской войны. Войти просто, выйти без катастрофических потерь – сложно.Умение
не только запугать оппонента, но и услышать его, а при возможности –убедить –
свидетельствует о желании политиков быть
полезными обществу. А желание и
возможность что то дельное предложить, а самое главноереализовывать в
виде механизма социального диалога, свидетельствует об эффективности и зрелости
политической национальной элиты.
Вопрос: Если говоря в
контексте геополитики, можно ли говорить о современном украинском радикализме
как о геополитическом инструменте по дестабилизации политической ситуации в
Украине.
Ответ:
И да, и нет.Исходя из выше проведенного анализа такой инструментарий действует
если в обществе созданы условия для возникновения и развития радикализма. В Украине такая
потребность есть, а значит всегда будет соблазн использовать это явление в
собственных внутриполитических и
внешнеполитических целях. Основные геополитические игроки по моему мнению ,
через систему посредников и специальных методик уже работают на украинском
радикальном поле оттачивая новые модели
поведения общества в условиях латентного
внешнеполитического конфликта интересов . В какой то мере Украина стала новым «диким Полем» борьбы за новый
геополитический порядок и региональный расклад
Вопрос:В электоральном плане
«Свобода» до 2014 года являлась монополистом правой идеологии в Украине. 2014
год продемонстрировал восход возможной новой правой силы в Украине - «Правого
сектора». Многие эксперты говорят о процессе институционализации в будущем
«Правого сектора» в политическую партию.
Тогда как поменяется электоральная карта в Украине?
Ответ:Пока
особенно никак. Речь идёт о перезагрузке
украинского политикума в полном объёме. Вы вспомните, акции протеста оппозиции по вопросу Ю. Тимошенко, которые не смогли
собрать достаточное количество людей. И
совсем иное - социальная обида, нереализованность миллионов людей. То есть мы можем говорить,
что в украинском обществе есть потребность в «Правом секторе», в УНА-УНСО, «Тризубе»
в афганцах, в правом и левом радикализме. К слову на подходе идеи левого радикализма, радикализма
социального переустройства в формате двадцать первого века.
Мы говорим о правах человека в полном
объёме, где политико–гуманитарные права идут в тесной связки с правами
социальными. У нас особенно об этом не говорили, а надо бы. Ведь вопросы собственности
, эффективного и прозрачного доступа ко всем видам ресурсов есть краеугольный
камень эффективного государства. В этом аспекте целесообразно говорить о перезагрузке всей политико-экономической и
государственно – управленческой системе системы Украины, об эффективности
политических и государственных
институтов, о повышении роли как гражданского общества, так и отдельно взятого человека. Как то Гегель
сказал, что политическая нация
формируется на крови, а я бы позволил добавить - на самосознании и собственном уважении.
Немає коментарів:
Дописати коментар